Страничка для родителей
Этой осенью ваш ребенок переступил порог школы. В стремлении помочь ему уверенно
сделать этот шаг родители порой сбиваются с ног в поисках учреждений и частных практиков, готовящих детей к вступительному собеседованию. И забывается простая истина: образование может сделать ребенка умным, но счастливым делает его только душевное, разумно организованное общение с близкими и любимыми людьми — семьей. В ваших силах создать в семье именно такую обстановку, которая не только подготовит ребенка к успешной учебе, но и позволит ему занять достойное место среди одноклассников, чувствовать себя в школе комфортно.
1. Чаще делитесь с ребенком воспоминаниями о счастливых мгновениях своего прошлого. Начало школьной жизни — большое испытание для маленького человека. Этот момент легче переживается детьми, у которых заранее сложилось теплое отношение к школе. Такое отношение складывается из соприкосновений с прошлым опытом близких людей. Перелистайте вместе с ребенком семейный фотоархив. Это занятие исключительно полезно для всех членов семьи. Возвращение к лучшим мгновениям прошлого делает человека сильней и уверенней в себе. Ваши добрые воспоминания о школьных годах, смешные истории из школьной жизни и рассказы о друзьях детства наполнят душу ребенка радостным ожиданием.
2. Помогите ребенку овладеть информацией, которая позволит ему не теряться Как правило, дети этого возраста на вопрос: «Как зовут твою маму?» — отвечают: «Мама». Удостоверьтесь, что ваш ребенок помнит свое полное имя, номер телефона, домашний адрес, имена родителей. Это поможет ему в незнакомой ситуации.
3. Приучите ребенка содержать в порядке свои вещи Успехи ребенка в школе во многом зависят от того, как он умеет организовывать свое рабочее место. Вы можете сделать эту скучную процедуру более привлекательной. Заранее подготовьте в семье рабочее место ребенка: пусть у него будет свой рабочий стол, свои ручки и карандаши (карандаши придется на первых порах точить пока вам, дорогие родители). Все это как у взрослых, но — личная собственность ребенка! И ответственность за порядок тоже личная, ведь у взрослых так.
4. Не пугайте ребенка трудностями и неудачами в школе Многие дети этого возраста неусидчивы. Не всем блестяще даются чтение и счет. Очень многих трудно добудиться утром и быстро собрать в детский сад. В этой связи вполне объяснимо стремление родителей предупредить детей о предстоящих неприятностях. «В школу не возьмут...», «Двойки будут ставить...», «В классе засмеют...» В некоторых случаях эти меры могут иметь успех. Но отдаленные последствия всегда плачевны. В моей практике был такой случай. Девочка блестяще прошла вступительное тестирование, а на вопрос: «Хочешь ли ты учиться в школе?» уверенно ответила: «Нет!».
6. Научите ребенка правильно реагировать на неудачи Ваш ребенок оказался в игре последним и демонстративно отказался играть с приятелями дальше. Помогите ему справиться с разочарованием. Предложите детям сыграть еще разок, но немного измените правила игры. Пусть победителем считается только первый, а все остальные — проигравшие. Отмечайте по ходу игры успех каждого. Приободряйте хронических неудачников надеждой. После игры обратите внимание ребенка на то, как отнеслись к проигрышу остальные игроки. Пусть он ощутит самоценность игры, а не выигрыша.
7. Хорошие манеры ребенка — зеркало семейных отношений «Спасибо», «Извините», «Можно ли мне...» должны войти в речь ребенка до школы. Нравоучениями и проповедями этого достичь трудно. Постарайтесь исключить из общения между членами семьи приказы и команды: «Чтобы я больше этого не слышал!», «Вынеси мусор». Превратите их в вежливые просьбы. Ребенок непременно скопирует ваш стиль. Ведь он вас любит и стремится подражать во всем.
8. Помогите ребенку обрести чувство уверенности в себе Ребенок должен чувствовать себя в любой обстановке так же естественно, как дома. Научите ребенка внимательно относиться к своим нуждам, своевременно и естественно сообщать о них взрослым. На прогулке вы зашли куда-то перекусить. Предложите ребенку самостоятельно сделать заказ для себя. В следующий раз пусть сделает заказ для всей семьи. Пусть он попробует спросить в поликлинике: «Где находится туалет?» или сам займет очередь к специалисту.
9. Приучайте ребенка к самостоятельности в обыденной жизни Чем больше ребенок может делать самостоятельно, тем более взрослым он себя ощущает. Научите ребенка самостоятельно раздеваться и вешать свою одежду, застегивать пуговицы и молнии. (Помните, что маленькие пальчики могут справиться только с большими пуговицами и молниями.) Завязывание бантиков на шнурках ботинок потребует особой помощи и внимания с вашей стороны. Желательно, если это будет не накануне выхода на улицу. Лучше посвятить этому занятию несколько вечеров.
10. Научите ребенка самостоятельно принимать решения Умение делать самостоятельный выбор развивает в человеке чувство самоуважения. Посоветуйтесь с ребенком о меню семейного воскресного обеда. Пусть он сам выбирает себе блюдо за праздничным столом и подбирает одежду, соответствующую погоде. Планирование семейного досуга всех членов семьи на выходные дни -еще более сложное дело . Приучайте ребенка считаться с интересами семьи и учитывать их в повседневной жизни.
11. Стремитесь сделать полезным каждое мгновение общения с ребенком Если ребенок помогает вам выпекать праздничный пирог, познакомьте его с основными мерами объема и массы. Продуктовые универсамы — очень подходящее место для развития внимания и активного слушания ребенка. Попросите ребенка положить в корзину: три пачки печенья, пачку масла, батон белого и буханку черного хлеба. Свою просьбу изложите сразу и больше не повторяйте. Ребенок помогает вам накрывать на стол. Попросите его поставить на стол четыре глубокие тарелки, возле каждой тарелки справа положить ложку. Спросите: сколько ложек тебе понадобится? Ребенок готовится ко сну. Предложите ему вымыть руки, повесить полотенце на свой крючок, выключить свет в ванной. Проходя по улице или находясь в магазине, обращайте внимание ребенка на слова-надписи, которые окружают нас повсюду. Объясняйте их значение. Считайте деревья, шаги, проезжающие мимо машины.
12. Учите ребенка чувствовать и удивляться, поощряйте его любознательность Обращайте его внимание на первые весенние цветы и краски осеннего леса. Сводите его в зоопарк и вместе найдите самое большое животное, потом самое высокое... Наблюдайте за погодой и очертаниями облаков. Заведите рукописный журнал наблюдений за ростом котенка. Учите ребенка чувствовать. Открыто переживайте с ним все события повседневной жизни, и его любознательность перерастет в радость учения.
Изучаем Права и обязанности родителей
Готовить ребенка к школе необходимо заранее. Это продолжительный процесс. Обратите внимание на особенности характера ребенка: как он ведет себя на занятиях в детском саду, насколько он привык выполнять указания взрослых и как взаимодействует со сверстниками. Быть может, необходимо провести педагогическую коррекцию некоторых черт его характера, пока не поздно. При выборе школы следует учесть индивидуальность своего ребенка, его таланты и способности, обратить внимание на то, какой учитель будет обучать вашему ребенку. От первого учителя во многом зависит формирование у ребенка желания учиться в школе.
- Первый раз в первый класс (советы психолога)
- Памятка для родителей будущих первоклассников (очень правильные советы!!!)
- Собираем ребенка в первый класс
- Собираем ребенка в первый класс. Что потребуется?
- Какие знания должны быть сформированы у будущего первоклассника
- Снова в школу или блог мамы первоклассника (очень полезный блог для родителей, которые заботятся о своих детях!!!)
- Как должен питаться первоклассник
- Советы врача родителям будущего первоклассника
- Школьная форма для первоклассника
Начинаем учиться: это важно знать каждому родителю
- Какие знания должны быть сформированы у будущего первоклассника
- УМК "Начальная школа 21 века"
- Ребенок-левша (копилка ссылок на статьи о леворуких детях)
Трудный вопрос или, как помочь своему ребенку (нажимай на ссылку и читай)
- Как объяснить ребенку, что такое красота?
- Дети и книги: как подружить их?
- Особенности мотивации учения в младшем школьном возрасте
- Как привить ребенку хороший вкус и манеры
- 25 полезных вещей, которым мы можем научить наших детей
- Отсутствие мотивации к обучению - 10 ошибок родителей
- Ваш ребёнок - третьеклассник (рекомендации родителям)
- Как подготовить ребёнка к новому учебному году
- Как выбрать школьный портфель
- Как помочь ребёнку выучить состав числа
- Как уберечь своих детей от опасности
- О воспитании наших детей
- Азбука воспитания
- Детям о Рождестве Христовом
- Новый год уже близко
- Дети и Сети: опасность онлайн
- О мотивации (ЗДЕСЬ, ЗДЕСЬ)
- Учим первоклассника собирать портфель
Как организовать и провести осенние каникулы с пользой
Каникулы всегда приходят незаметно, и чаще любых других вопросов родителей интересует «чем занять ребенка»? В Кейсе представлена масса мест, куда можно сходить и чем занять дома. Но главное, подробно рассказано, как составить каникулярный календарь.
Определитесь, для вас ли этот кейс
Ожидание – реальность не всегда совпадают, поэтому хотелось бы сразу обратить внимание, что представленные рекомендации не подойдут тем, кто хочет, чтобы ребенок все каникулы сидел за учебниками. В кейсе не будет плана работы по школьной программе на неделю. Каникулы существуют не просто так, дети действительно устают. Что касается осенних каникул, то они должны быть наполнены отдыхом, потому что именно эти дни являются первыми полноценными выходными после летних. Ребенок три месяца отдыхал и наслаждался солнцем, а потом резко его окунули в суровые школьные будни на 5 недель. И тут… выдох. Призываю всех родителей дать сделать этот выдох, иначе ребенку будет очень тяжело. Это не говорит о том, что учебники стоит засунуть под кровать и не вспоминать о них неделю. Все должно быть в меру, особенно в каникулы.
Хотя, может у вас такой ребенок, который видит отдых в чтении учебников? Такое тоже бывает. Спросите его: что он хочет и ждет от каникул? Как бы он хотел их провести? Сразу отсеките такие «полезности» как компьютер, телевизор, приставка и т.д. Спросите, чем именно познавательным он хотел бы заняться? Музеи, выставки, кино, интересные книги, спорт? Вокруг очень много интересного, стоит только обратить на это внимание.
Итак, составьте два списка с направлениями желаний. Один – ваш, другой – ребенка. Сопоставьте, и найдите в чем есть сходство, в чем различие. Возможно, что-то в списке ребенка вас удивит и вы с удовольствием предоставите ему возможность этим заняться. Действуйте, а мы лишь сориентируем в том, как лучше компоновать отдых так, чтобы не устал ни ребенок, ни вы.
Подумайте о свободном времени и бюджете
Конечно, прежде чем соглашаться на ежедневные поездки куда-либо (допустим) надо просчитать количество свободного времени и бюджета. Сразу стоит сказать, что мы не рассматриваем сейчас поездки в дом отдыха, потому что это всегда запланированная и организованная поездка. Кроме того, в каждом доме отдыха свои развлечения, под которые уже подстраиваются отдыхающие.
Значит, вы в Обнинске. В теории свободное время – это вечера после работы. И то не все, так как домашние дела никто не отменял. Значит, грубо через вечер пару часов, плюс выходные. Создайте календарь, или отметьте неделю каникул в бумажном календаре. Занесите туда обязательные к посещению кружки и секции. Отметьте зеленым ваши свободные дни и красным – занятые. Далее, в соответствии с шагами 3, 4, 5 будете вносить изменения.
Что с деньгами? Поставьте себе максимум, который вы бы потратили на ребенка за неделю? Имейте в виду, что мы постараемся дать дешевые альтернативы, поэтому по итогу оставшаяся от запланируемой сумма может приятно порадовать.
Организуйте досуг дома
Итак, этот шаг особенно актуален тем, кто работает или по другим причинам не готов большую часть времени где-то плодотворно гулять. Что же и это ничего, дома тоже есть чем заняться:
1. Книги. Возможно, вам хорошо знакомы интересы ребенка, в этом случае подарите ему книгу. На окончание учебной четверти. Хороший и дельный подарок. Читать и развиваться. Кроме того, не думайте, что книга о танке или другой военной технике не развивает. Или книга о машиностроении. Об этикете или мастерская по созданию кукол. То есть это не обязательно должна быть художественная литература. Ориентируйтесь на интересы ребенка, чтобы книга не просто валялась на столе всю неделю. Как бесплатная альтернатива: поспрашивайте у знакомых, нет ли в их библиотеке, интересующей вас книги. Или запишитесь в городскую библиотеку и возьмите книги оттуда. Да, не купили, а взяли почитать. Но зато мама / папа потратит деньги на что-то другое.
2. Лего. Ну тут, наверное, особо представлять не надо. Отличная развивающая игра для любого возраста. Тут, конечно, потратиться придется, но это того стоит. И интересно, и познавательно. Кстати, если вы сомневаетесь в плюсах конструктора, то стоит почитать специальный кейс.
3. Хобби. Да-да, именно хобби. И не стоит отнекиваться и пролистывать этот пункт, даже если считаете, что это не про вас. Возможно, у вашего ребенка на него ранее просто не было времени? Или он не мог выбрать? Поговорите с ним, это его увлечет очень надолго.
4. Настольные игры. Итак, этот пункт осуществим, если вы находитесь дома и/или можете разрешить ребенку пригласить в гости друзей, потому что одному играть почти всегда не интересно. Выбор игр настолько велик, что если вы не прошли мимо этого пункта, то просто потеряетесь в интернете/офлайн магазине при выборе. Опять же, ориентируйтесь на интерес. Тут универсальных советов нет.
5. Обучение. Дорвались, и те кто за, и те кто против. Не пугайтесь, в первом шаге уже было упоминание о том, что дитя не стоит заставлять. Это истина и никто от нее не отказывается. НО! Обратите внимание, на какие предметы ребенок хромает и включите их в ежедневный план занятий. Но, это должно быть реально 10-15 минут.
- Допустим, проблемы в английском. Что делать? Возьмите учебник и ежедневно делайте по упражнению (половину упражнения). Главное правило 15 минут. Не загружайте.
- Математика. Можно так же брать ежедневно по упражнению, можно в интернете найти обучающие программы (например, учи.ру), и так далее. Математика везде. Берите в магазин, пусть считает сумму покупок до кассы.
- Русский язык. В этом случае нет ничего лучше, чем вернуться к п.1 (чтение) ☺
- И так далее. То есть главное правило – не напрягать. Все остальное – можно.
Внесите в календарь, где ваши красные дни/часы выбранные мероприятия из домашнего досуга.
Напишите план, куда вы могли бы сходить с ребенком (культурная программа)
Культурная программа включает в себя посещение музеев, театров, выставок и т.д. Опять же с ориентацией на интерес можно подобрать кучу всего. Тут же представим бесплатные к посещению места в Москве для школьников (если вы из другого города, то стоит поискать такие места у себя, наверняка, что-нибудь найдется).
Главное, это выписать себе желаемые места к посещению, четко распланировать свое свободное время (зеленые дни), ну и купить билет (при необходимости). Отметьте дни и время в календаре (2-3 мероприятия), так будет проще сориентироваться.
Не забывайте о спорте и развлечениях
Конечно, после наполнения своего календаря домашними и культурными мероприятиями уже стало веселее. Однако, спорт дело необходимое любой возрастной категории. Умственные нагрузки в школе, постоянное сидение за компьютером или даже за уроками ведут к тому, что организм не получает физическую разрядку. Это приводит к функциональным нарушениям, снижению иммунитета, поэтому во время каникул не стоит пренебрегать спортом и активным отдыхом. А когда спорт равно развлечения - это стопроцентное попадание для каникул.
Физические упражнения благоприятно влияют на здоровье, заряжают бодростью, включают концентрацию, силу воли и уверенность в себе. В городе немало мест, где можно отдохнуть активно:
- скалодромы (при занятии скалолазанием задействованы все группы мышц);
- батуты (развивают все группы мышц и вестибулярный аппарат, тренируют координацию, выносливость);
- бассейн (способствует укреплению практически всех систем, способствует развитию мышечной ткани);
- картинг;
- боулинг;
- катание на лошадях (общение с лошадьми избавляет от эмоционального напряжения и стрессов).
Выберите подходящие занятия, с учетом особенностей вашего ребенка и возможных противопоказаний. Внесите в свой календарь, по возможности отведя на эти занятия несколько дней в неделю + в один выходной.
Сделайте уроки
Чаще всего, на время каникул, все равно задают домашнее задание, его необходимо сделать не позже (можно раньше) пятницы, перед выходными, после которых начнется следующий триместр. Опять же не стоит загружать ребенка с головой. Маленькими кусочками, с перерывами. Скорее всего, после насыщенного отдыха на выполнение не уйдет больше нескольких часов. Не растягивайте выполнение д/з на все каникулы, это «убьет» весь отдых.
Выдыхайте, запишите отдельно, что задали и по какому предмету, и вперед грызть гранит науки. Выходные, после сложной пятницы лучше всего максимально весело загрузить ☺
Общие рекомендации
Составленный календарь лучше всего повесить на общий доступ, так и вы и ребенок будете понимать, когда чего запланировано, и когда и чего ждать. Главное понимать, что все может чуть переноситься или сдвигаться. Однако не стоит наплевательски относиться к своим обещаниям, допустим, сводить ребенка в музей. Помните, дети смотрят на поступки взрослых и зачастую не понимают «надуманных» причин. Будьте ответственны, но не сильно заморочены – вот она «золотая середина».
Хороших и продуктивных каникул!
Комментариев нет:
Отправить комментарий